top of page

ЕВБЕЯ–ХАЛКІДІКІ

15/08

6:00 — просыпаемся. Время подъема зависит от времени, которое мы проведем в пути. Если впереди сложная горная дорога или предстоит преодолеть 400—500 км, мы встаем рано — часов в 6 или 7. Обычно по будильнику. Если дорога не длинная, например, как при переезде с Афин на Эвбею, мы позволяем себе поспать часов до 8—9 и собраться в неспешном темпе. Первая обычно просыпаюсь я, а дети и Ларс дрыхнут до последнего и встают на все готовенькое. Иногда Гектор просыпается, когда слышит шуршание, и бежит на кухню в страхе пропустить кормежку. Киру же бывает сложно разбудить — она тянет кота за хвост до последнего, потом нехотя встает, ежится от холода, просит взять с постели одеяльчик и сонная бредет к тарелке. Но во время завтрака все просыпаются и уже к концу трапезы они бодрые и активные.

6:30 — завтрак. Утром перед переездом стараемся завтракать чем-то, что можно быстро приготовить. Например, хлопья с фруктами и йогуртом отлично подойдут — и быстро, и вкусно. Вкус важен, потому что в такие дни лучше, чтобы дети не отвлекали капризами по поводу еды и не приходилось тратить лишнее время и усилия на уговоры поесть. Дети запихиваются всухомятку — они привыкли пить только воду и натуральный сок по большим праздникам. Мы пьем чай. Кофе обычно просто так по привычке не употребляем, оставляя его на те случаи, когда глаза слипаются, а надо ехать.

7:00 — собираем оставшиеся вещи. Большую часть вещей мы упаковываем с вечера — это дает возможность не собираться в спешке утром, не забывать ничего в доме и экономит время. В плане оптимизации сборов мы всегда стараемся достичь совершенства. Если есть возможность и машина припаркована не далеко, грузим сумки с вечера. Игрушки собираются с основной кучей вещей вечером, а детям оставляется пара любимых, за которыми те сами должны следить. С момента сбора они несут ответственность за оставленые игрушки и если забудут — так и будет. Еда, которая не испортится без холодильника, упаковывается в отдельные сумки и тоже отправляется в машину. Остальные вещи собираем в одном месте, чтобы не бегать утром по всему дому. Со временем пришли к тому, что удобно выделить одну сумку, в которую можно сложить вещи без определенной классификации. В основном те, что оставили на последний момент. Например, в этот раз так получилось, что часть белья, выстиранного накануне, не успела высохнуть за день и его не получилось упаковать в основные чемоданы. Оно отправилось в резервный. Туда же попала косметика, зубные щетки, пижамы и прочее. Иногда в такую сумку попадает то, что чуть было не забыто и обнаружено в последний момент.

7:15 — осмотр помещений, последние сборы. Когда все вещи собраны, мы прибираем помещение после себя. Обычно главную часть уборки проводим накануне — подметаем пол, чистим поверхности в ванной, удаляем следы прибывания детей. Уборку проводим не очень тщательную, так как добросовестные хозяева все равно будут вычищать все после нас, но и грязь оставлять тоже не гоже. Утром протираем столы, наводим порядок не кухне, складываем посуду и местные вещи, застилаем постели. Чем аккуратней оставить после себя дом, тем больше вероятность, что ничего не забудешь. Перед самым уходом проверяем, выключен ли везде свет и вода. Закрываем окна. Если хозяева лично не принимают дом, они просят оставить ключи на столе и просто захлопнуть дверь, оснащенную замком, позволяющим закрыть ее без ключа. Так происходит очень часто: все строится на доверии и хозяева лично не проверяют дом. Даже, если они и присутствуют в момент сдачи (например, живут в соседнем помещении) и ты лично отдаешь им ключи, то никто не заходит в дом, чтобы проверить, не украли ли мы полотенчик и сколько мыла использовал.

7:30 — выезжаем. Сегодня нас ждет, пожалуй, самый долгий переезд за эту поездку — 620 км. Большая часть пути проходит по автобану, но первые 70—80 км до Халкиды — горная дорога. Мы проезжаем их примерно за час-полтора.

9:00 — выехали на трассу Афины—Салоники. Погода замечательная, дорога ровная и пустая. К этому моменту мы уже немного проголодались, поэтому самое время подкрепиться тем, что взяли с собой. Еду в дорогу берем такую, которая не испортится в машине: твердые фрукты, чтобы не превратились в кашу; печенье, кукурузные палочки и тому подобное. Сегодня так получилось, что у нас осталось две баночки йогурта. Решили взять с собой, чтобы дети полакомились. Конечно, йогурт обычно не берем в машину, потому что он может испортиться, но за несколько часов с ним ничего не случится.

10:30 — остановка. Примерно каждые два-три часа мы стараемся делать небольшие остановки. Обычно совмещаем их с приемом пищи и походом в нормальный туалет. На этот раз мы остановились еще и заправить машину. Попалась заправка British Petrolium. Дизель тут хороший, в отличии от того, который мы залили на нонеймовой заправке возле Пилио. Бензин Е-95 — 1,49 евро/л, солярка — 1,14 евро/л. Кстати, традиции заправки в Греции немного отличаются от наших. Тут нужно подъехать машиной к колонке и самому вставить пистолет. Топливо тут же начинает поступать в бак, автомат отсчитывает литры. После того, как заправка окончится, подходит заправщик-кассир. На месте, не отходя от машины, производится расчет. Но вернемся к событиям сегодняшнего дня. После заправки мы переместились на соседнюю лужайку, где располагается кафе. Кушать ничего не планировали, просто выпили кофе. Небольшое отступление в тему шоссейного быта. На трассе встречается не так уж и много общепитов. Ресторанов и того меньше. Большинство — кафе, где в меню есть только напитки и бутики. Угадайте, что подают на гарнир к бутикам в стране, где растет куча овощей и фруктов, а повсюду гуляют козы да коровы, из чьего молока делают шикарный йогурт и сыры, прославившие Грецию на весь мир. Да, и еще соки днем с огнем не найдешь. Детям остается пить только воду, зато бесплатную (да, и если не задумываться, откуда они ее набирают, то и бактерии не прицепятся — это всем известная истинна). Можно предложить колу, но нельзя. Из безалкогольных напитков только кола, фанта и прочая бодяга, включая апельсиновый напиток — тот, где содержится 10% апельсинового сока (если это вообще сок), а остальное — вода, красители и ароматизаторы. Апельсиновая бодяга для особо требовательных гурманов продается в ассортименте — с газом и без. И это в стране, где просто на улицах и почти в каждом саду растут цитрусовые.

11:00 — снова в пути. На этом отрезке мы проезжаем небольшие горы и дорога постоянно ныряет в тоннели. На скорость это не очень влияет, потому что трасса относительно ровная, без резких поворотов. Одно из самых сложных испытаний в пути — сдерживать обжорский пыл саранчи. От скуки дети постоянно клянчат что-то погрызть. Только покормишь, через 20 минут опять «мама, есть что-то перекусить?». И все бы ничего, но напихивать детей печенькой и кукурузными палочками всю дорогу не хочется.

11:30 — проезжем Волос. До самого города еще минут 20 в сторону от трассы, а за ним — Пелион. Терзаемся сомнениями. Дело в том, что в доме у Денни я забыла сменные линзы от солнцезащитных очков и теперь грущу. С одной стороны — это такая вещь, которую хотелось бы вернуть (в отличии от пачки порошка, оставленной там же ;-)) С другой — цена вопроса 3 часа по горной дороге при общем времени в пути около 6—7 часов. Делаем выбор разумом, а не сердцем и едем дальше.

12:00 — проезжаем Ларису. Город большой, но мы в него не заезжаем — трасса проходит мимо, а с обочины видны только дома и возвышающаяся над городом вывеска магазина «ИКЕЯ». Впереди — горы: это Олимп с прилегающими массивами. Перед возвышенностью — строительство новой трассы, которая пройдет под горным массивом в виде тоннеля. А дорога, по которой мы едем сейчас, сужается до одной полосы в каждую сторону. То, как выглядит этот участок дороги, мы описывали в подробностях во время нашей поездки на Олимп.

13:00 — остановка. Проехав перевал, останавливаемся в небольшом комплексе, включающем кафе, продуктовый магазин, лавку сувениров и заправку. Тут таких комплекса два — на обеих обочинах трассы. В том, что на противоположной стороне, мы уже останавливались, когда ехали на Пелион. Магазинчик по эту сторону оказался абсолютно идентичным. Тут даже орлы летают тоже именно с правой стороны здания, издавая характерные высокочастотные звуки, которыми в американских мультиках часто иллюстрируют пропасти и ущелья. Единственное отличие — отсутствие Олимпа на заднем плане (он с противоположной стороны). Заведение неплохое: хорошая атмосфера, быстрое и качественно обслуживание, чистые туалеты, быстрый вай-фай, а еще тут продают апельсиновый сок! Да и не простой, а свежевыжатый! Но еды приличной нет — только сандвичи, выпечка и сладости.

13:30 — снова в пути. Слева проезжаем горный массив Олимп. Места знакомые, мы тут уже четвёртый раз.

14:30 — добрались до Салоников. Город остается справа, а мы едем дальше. Вспомнили, что за Салониками есть торговый центр Космос, в котором мы неплохо пообедали, когда ехали с Софии. Решили откушать там же. Путешественникам на заметку: остановки в знакомых местах (в том числе квартирах) отлично экономят время.

15:00 — обед. Парковка в Космосе оказалась бесплатной (в прошлый раз мы заплатили 1.6 евро за пару часов). Удивило, что 95% магазинов было закрыто, но рестораны работали. В первый наш приезд мы обедали в ресторане, но детей можно было накормить только ризотто, от которого они не были в восторге, поэтому мы решили отобедать в других ресторанах. Фуд-корт Космоса представляет собой рай любителей фастфуда. Сотни видов жаренной картошки, несколько забегаловок с бургерами, тонны жира и цистерны холодной коллы — все это сосредоточилось здесь. Но удалось найти что-то типа «Пузатой хаты», где мы с детьми заказали рис с паровым лососем, а Ларс взял себе картошку с мясом. Удивительным оказались порции мяса и рыбы — слоновьи. Лосося на порцию шло два гигантский куска, если бы не Гектор, я бы не осилила их. Ларс тоже еле справился со своим мясом.

15:30 — выбрались из Космоса. По дороге решили заехать в дайверский магазин за фонариком (оба наших поломались), который нашли в интернете, но он оказался закрытым. Потом до нас начало доходить, что многие магазины сегодня так же оказались закрыты — как большие продуктовые супермаркеты, так и мелкие частные лавки — все бездельничают. Наверно, по той же причине и в Космосе практически все магазинчики не работают. 15-го августа греки празднуют православный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Возможно, из-за этого большинство решило прогулять работу. Дорога от Салоников на Халкидики разная: первые километров 60 — трасса с двумя полосами в обе стороны, а потом сужается до одной полосы в каждую стороны, но качество покрытия терпимое. Гор нет, что радует. Не то, чтобы мы совсем их не любим, но от горных дорог уже подустали.

16:30 — проехали Никити. Это местный небольшой городок, расположенный близко к нашему поселку. Тут ничего интересного, но есть большие супермаркеты и частные магазинчики — пекарня, мясной, рыбный.

17:00 — добрались до дома. Наконец-то мы встретили с хозяином халкидинского дома — Эндрю, который помог разместиться и показал нам тут все. Кстати, пару слов о том, как мы обычно находим дома. Иногда нам дают точный адрес, мы вводим его в навигатор, установленный на Эллада-мобиле и без проблем приезжаем под дом. Но такое срабатывает в крупных городах. А в небольших поселках, типа Цангарады, Пилио и Вурвуру обычно дома стоят на улицах без названия — тут есть только Мейн Стрит. Поэтому хозяева выкручиваются, как могут. Обычно назначают встречу в каком-то знаковом месте. Например, с Денни встретились на центральной площади, куда мы без проблем приехали, следуя главной дороги. А Эви из Пилио дала нам точные координаты места, которые мы ввели в навигатор, а потом встречала нас на улице.

17:15 — свободное время. Размесившись, мы отправились на пляж. Он тут очень близко — около минуты ходьбы. Пляж специфический оказался. Он больше похож на отмель с небольшой песчаной косой по середине, которая и является пляжем. С одной стороны, это жабурятня и купаться тут взаправду невозможно. С другой стороны — это идеальное место для детей. Вода на отмели очень теплая, играть интересно, волн совершенно нет, а убегать можно далеко. Мы подумали, что это прекрасное место для вечерних прогулок на море. В 6 часов там все еще есть солнце, которое, нужно сказать, хорошо так жарит. И как бонус — благодаря отсутвию волн, тут можно проводить тренировки по плаванию не хуже, чем в бассейне. А еще нас удивил подводный мир этой лужи. Во-первых, пока я разминалась, отплавывая туда-сюда брассиком, Ларс с детьми нашли гигантского краба. Он больше мужской ладони и там однозначно есть, что покушать. А потом, сплавав на разведку, Ларс увидел проплывающего мимо угря, но самое главное — осьминога, тусующегося под камнем. Достать его не удалось — маллюск забился в свою нору и забарикодировался шкурками, которые остались от его прежней трапезы. Без спец. средств такого не вытащишь из домика. Но мы уже знаем, что с ним делать — именно так мы достали парня в Афинах: сначала увидели его, а на следующий день вернулся Ларс с гарпуном. Завтра пойдем вытаскивать. А еще и с одной, и с другой стороны набросаны остовы креветок, довольно-таки больших — по насколько сантиметров длинной. И много мелких отверстий — чьих-то норок. Кто ест креветок и выплевывает шкурки, кто живет в норах и одно ли это существо — еще предстоит выяснить.

Так прошел очередной день путешествия. Самый длинный переезд, старая дорога и новое место — было интересно. Немного устали, но вечернее море восстановило силы. На Халкидиках проведем 10 последних дней в Греции. Учитывая плоский рельеф полуострова, планируем объездить местные пляжи. Надеемся встритить хотя бы с десяток осьминогов, потому что приехать в Грецию и кушать замороженных да консервированных — это позорище местной экосистеме.